г. Санкт-Петербург, Глухоозёрское шоссе, дом 1, корпус 6 +7 (929) 119-27-87



Продолжаем выкладывать отрывок из издания «Сборник статистических сведений по московской губернии. Отдел санитарной статистики» 1881-го года (начало вот в этом посте):
Просохший и достаточно окрепший кирпич складывается затем “в козлы”: один кирпич над другим, один плашмя, другие стоймя, так, чтобы между ними оставались свободные промежутки для доступа воздуха: “вянуть” сырец должен, при хорошей погоде, по меньшей мере, суток 6, а затем его складывают «в клетки» или “караваны”. В клетках кирпичи укладываются ближе друг к другу, без больших промежутков; отсюда они увозятся уже в печи для обжига.
При хорошей работе, по словам заводчиков и рабочих, каждая пара порядовщиков может выделывать средним числом 1500 кирпичей в день (максимум – 2000, минимум – 1000)
2) Выделка подпятного кирпича:
Порядовщик, выделывающий подпятный кирпич, присев на корточки или низко пригнувшись к земле, раскатывает и валяет в песке ком глины. При всяком другом способе выделки валяние в песке и раскатывание галок производится обыкновенно на столе, вследствие чего рабочему не приходится так низко сгибать туловище, тогда как при поднятом и ручном не-поддонном кирпиче вся эта предварительная процедура совершается в песке, насыпанном прямо на земле.
В данном случае порядовщики пользуются, вместо обычного кирпичеделательного стола, низкой, длиной около 1 аршина, шириной около ½ аршина, деревянной скамьей на двух подставках, высотой от земли  3-4 вершка. Одна из этих подставок или ножек корече другой, вследствие чего вся скамейка образует наклонную плоскость, на верхнем конце которой утраивается сидение из куска вчетверо сложенной рогожи. Формою служит простая рамка из деревянных брусьев, скрепленных по углам, видом своим  и размерам  соответствующая изготавливаемому кирпичу. Толщина её стенок  не превышает 1,5 вершка. Рамка кладется или прямо на землю, или же на более низкий конец скамьи. Порядовщик, подняв обеими руками галку, кидает её в форму, сам становится на неё правой ногой или обеими ногами вместе, смотря по тому, как ему удобнее, и начинает уминать глину подошвами или пятками, приплясывая на ней более или менее продолжительного времени, пока не убедится, что формуемый сырец вполне умят и приобрел достаточную плотность. Отсюда понятно, что крайне трудно точно определить  продолжительность этого приплясывания, а равно и степень напряжения икроножных мышц. Можно лишь приблизительно сказать, что выделка каждого сырца требует , по меньшей мере, 6-7 сокращений Ахиллова сухожилия и стольких же разгибаний и сгибаний стопы. Напряжение при этой работе зависит вообще с одной стороны от ловкости и сноровки самого рабочего, а с другой стороны – от отношения его к своему работодавцу.  Последнему, разумеется, выгоднее, если каждый порядовщик, даже без специального контроля, очень трудно причем выполнимого, будет добросовестно и полным старанием относится к своей работе, выделывая кирпич хорошо умятый и плотный на столько, что он не будет рассыпаться при просушке его на воздухе, а при обжиге в печах и высадке не будет трескаться и ломаться, обнаруживая в изломе значительной пустоты. Точно также, если в глину, даже хорошо размятую, попадет случаяно камешек или что-нибудь в роде этого, то, при действии сильного жара (около 1200 градусов), камешек этот будет распирать кирпич изнутри кнаружи и таким образом кирпич, хорошо обожженный и крепкий сам по себе – расколется на 2-3 части и будет годен лишь на бут и в щебень
Если же рабочий, почему-либо, не доволен своим хозяином, то он будет формовать кирпич, спустя рукава, благо нет возможности установить за ним постоянный и неусыпный надзор, и таким образом не будет затрачивать сил своих в работе в той степени, как можно было ожидать. В виду этих-то соображений почти на всех кирпичных заводах, каким бы способом ни производилась выделка сырца и как бы он ни был хорош, принята система расплаты за каждую 1000 с надбоем  150 кирпичей. Т.е. 1150 кирпичей принимаются при расчете за 1000.
Притоптав глину в рамке, порядовщик садится на верхний край скамьи, берет намоченную в воде круглую короткую скалку и проводит ей по глине, чтобы удалить избыток её. Выполнив это, он снова встает, поднимает форму вместе с готовым сырцом и относит в сторону, чтобы выложить свежий кирпич плашмя на землю, подсыпанную лишь слегка песком. Затем снова берет рамку, смачивает её водой, обсыпает слегка песком, кладет галку и т.д., повторяя каждую процедуру.  Второй кирпич кладет таким же образм рядом с первым, за ним следующий и т.д. во всю ширину сарая, затем накладывает другой ряд, параллельный первому и т.д. и т.д., постепенно подвигаясь вместе со своей скамейкой к противоположному концу сарая. Сложенный таким образом сырцовый кирпич вылеживается впродолжении известного времени и проветривается, “вянет” движением воздуха, а затем уже не поступает прямо на обжиг в печах, как при столовом ручном машинном и ручном поддонном, но предварительно проходит через руки так называемых “сушников”. Обязанность этих сушников состоит в том, что они “оправляют” мягкий, но уже достаточно просохший кирпич, ударяя по нему плоским вальком с рукояткой, вроде известного валька у прачек, но площе и гораздо массивнее последнего. Оправка кирпича производится следующим образом: вооружившись валькоми запасшись низкой скамейкой как у порядовщиков, но снабженной на низком конце прочно укрепленным деревянным бруском, сушники располагаются для работы в сараях вместе с порядовщиками, ближе к тому концу, с которого те начали, или же под пельстью (шатром) русской печи, где складывается запас достаточно провянувшего, но не оправленного еще кирпича.
 
Продолжение следует…
 
 
______________________________________________
От внешний воздействий, защитите кирпичи, обработав их средством гидрофобизатор «Гидроэфект»