г. Санкт-Петербург, Глухоозёрское шоссе, дом 1, корпус 6 +7 (929) 119-27-87
Кирпичи из г. Мурманска

Кирпичи из г. Мурманска

На данной фотографии размещены три кирпича, найденные при реставрационных работах, которые производила наша фирма, в Мурманске.

На сайте уже выходил пост, который был посвящен кирпичу Фадеевского Кирпичного Завода. Ознакомиться с ним Вы можете 👉 здесь 👈

Кирпич с клеймом ККЗ

Кирпич с клеймом ККЗ

Кирпич с клеймом ККЗ выпускался на Кильдинском кирпичном заводе, который находился на участке Кульдинский ручей, на берегу реки Колы. Расстояние от завода до Мурманска составляло 27 км. 

Основан завод, как и Фадеевский, в 1934 году. Построен был для обеспечения строек города Мурманска. Первая партия кирпича была выпущена 5 декабря 1936 года. Введен в эксплуатацию 1 января 1937 года.

Более поздние клейма данного завода:

Кирпич с клеймом РЕСП. КИРП. ЗАВОД КИЛЬДИН РУЧЕЙ

Кирпич с клеймом РЕСП. КИРП. ЗАВОД КИЛЬДИН РУЧЕЙ

Кирпич с клеймом 1

Фотография из Госкаталога «Кладка печей на Кильдинском кирпичном заводе».

Номер в Госкаталоге: 48906299. Кладка печей на Кильдинском кирпичном заводе. Поселок Кильдин.

Согласно информации Кольского архива, на момент запуска завод имел три цеха: цех добычи сырья и формовки, цех просушки и обжига, энергоцех.

Там же можно узнать что в 1938 году вступила в строй вторая очередь завода. В 1937 завод выпустил 17 миллионов кирпича, в 1940 г. — 30,7 миллионов.

Касательно кирпича с клеймом Мурманской Железной Дороги точно назвать завод, на котором он выпускался, мы затрудняемся. Ниже объясняем почему.

Кирпич с клеймом М.Ж.Д. 21

Кирпич с клеймом М.Ж.Д. 21

1 октября 1926 года был создан отдел «Желсиликат» при Мурманской ж.д. Подробно о создании отдела была опубликована информация в «Бюллетене Мурманской ж.д» 30 ноября 1926 года.

Распоряжение по Дороге.

«Об организации в составе Правления дороги Отдела «Желсиликат».

15 ноября 1926 г.

В целях обеспечения строительства и достройки Мурманской ж.д. огнестойкими строительными материалами, добычи и разработки силикатов, необходимых для производственных нужд дороги и для развития промыслов в районе земельного фонда Мурманской ж.д. (пол. СТО от 25 мая 1823 г.) при Правлении Мурманской ж.д. с 1 октября 1926 г. учреждается особый Отдел, под наименованием «Желсиликат», осуществляющий свою деятельность по директивам и заданиям Правления, согласно соответственного Положения, утвержденного Правлением дороги.

В задачи означенного Отдела входят объединения всех действующих кирпичных заводов Мурманской ж.д., а также постройка новых кирпичных заводов, развитие, улучшение и повышение из производительности, заготовка бутового камня для нужд достройки и строительства дороги, производство стекла, добыча и разработка других ископаемых в пределах колонизационного отвода Мурманской ж.д.

В связи с этим предлагаю М не позже 1 декабря сего года сдать Отделу «Желсиликат» все действующие кирпичные заводы со всем инвентарем и оборудованием, техническим аппаратом, материалами, остатками изготовленной продукции и заготовленного сырья.

Ф сдает означенному Отделу каменные карьеры со всем их инвентарем, инструментами и заготовленным бутовым камнем.

Для приема и сдачи назначается Комиссия из представителей М, Желсиликата и Г, каковой поручается в двух-недельных срок закончить свою работу.

При сем объявляется Положение и «Желсиликате».

Означенный приказ относится ко всем Отделам, организациям и должностным лицам Правления Мурманской ж.д..

За председателя Правления Муштаков Малиновский.

Начальник Административного Отдела Иванов.

Положение.

Раздел I.

Цели и задачи «Желсиликата».

1)В целях обеспечения строительства и достройки Мурманской ж.д. огнестойкими материалами, добычи и разработки силикатов, необходимых для производственных нужд дороги и для развития промыслов в районе земельного фонда при Правлении Мурманской ж.д. с 1 октября 1926 г. учреждается особый отдел под наименованием «Желсиликат», осуществляющий свою деятельность по директивам и заданиям Правления.

2) В соответствии с этим в задачи «Желсиликата» входит:

а) объединение всех действующих кирпичных заводов, а также постройка новых заводов, улучшение, развитие и повышение производительности, заготовка бутового камня, гранита для нужд достройки и строительства дороги, производство стекла, добыча и разработка других ископаемых колонизационного отвода;

б) удовлетворение потребностей в огнестойком строительном материале для нужд. дороги.

 

Примечание. Для осуществления возлагаемых на него задач «Желсиликат» использует для разработок силикатные залежи колонизационного фонда дороги.

Раздел II.

Организация «Желсиликата».

3) Во главе Отдела «Желсиликат» стоит начальник «Желсиликата», действующий согласно Инструкции, утверждаемой Правлением дороги.

4) Начальник «Желсиликата» назначается и освобождается от исполнения обязанностей Правлением дороги.

5) Начальник «Желсиликата» осуществляет общее руководство деятельностью «Желсиликата», а также является ответственным за своевременное исполнение работ и заданий, порученных Правлением дороги «Желсиликату».

6) Начальник «Желсиликата» руководит подведомственными ему отраслями хозяйства через соответствующий технический аппарат, штаты коего намечаются Начальником «Желсиликата», а утверждается Правлением дороги.

7) Временное увеличение штата как в Правлении, так и на линии, в зависимости от размеров и хода работ, может производиться Начальником «Желсиликата» с согласия Члена Правления дороги по Технической Части.

8) Права и обязанности каждого из агентов «Желсиликата» определяются инструкциями, составляемыми Начальником «Желсиликата» и утверждаемыми установленным на дороге порядком.

Раздел III.

Круг деятельности, права и обязанности.

9) Для осуществления указанных в §§ 1 и 2 целей и задач в круг деятельности «Желсиликата» входят следующие функции:

а) составление производственной программы и финансовой сметы и представление таковых на утверждение Правления дороги;

б) разработка отведенных или арендованных участков, по изъятию и добыче ископаемых, исходя из строгих соображений наиболее рационального использования означенных силикатов;

в) выработка из своего сырья огнеупорных строительных материалов, а также снабжение дороги и ее подсобных предприятий сырьем и готовой продукцией, согласно ранее утвержденного плана производственной программы;

г) эксплоатация своих действующих заводов, производство изысканий, разведок и общее использование месторождений полезных ископаемых; 

д) расширение, в случае надобности, с разрешения Правления дороги существующих заводов и постройка новых;

у) сдача изготовленной продукции в количестве и в сроки, установленные производственной программой и договорами;

ж) снабжение рабочих прожуражем и необходимыми предметами через «Желрыбу», на основе специального соглашения.

10) Для выполнения означенных функций «Желсиликат» заключает, с последующим утверждением Правления дороги всякого рода договоры и сделки с государственными учреждениями, предприятиями, кооперативами, промышленными объединениями и частными лицами, каковые входят в законную силу по утверждении таковых Правлением дороги.

11) В пределах утвержденной Правлением сметы «Желсиликат» имеет право устанавливать цены на все виды работ и производить покупку инвентаря и оборудования, согласно существующих распоряжений Правления дороги.

12. «Желсиликат» имеет право непосредственного сношения с учреждениями, организациями и должностными лицами, кроме центральных учреждений.

13) «Желсиликат» имеет печать с обозначением своего наименования.

Раздел IV.

Взаимодействие с Правлением дороги, Службами, Отделами и другими подсобными предприятиями дороги.

14) Общее направление и объем работ «Желсиликата», как Отдела Правления дороги, определяется Правлением дороги, которое утверждает производственную программу и финплан, снабжает в пределах сметы финплана средствами и осуществляет высший контроль над его деятельностью, путем рассмотрения периодических докладов и отчетов о работе Начальника «Желсиликата».

15) Все доклады Правлению дороги совершаются  непосредственно Начальником «Желсиликата», а в его отсутствие — заместителем.

16) Отпуск продукции Отделам Мурманской ж.д. производится по ценам, определенным Правлением дороги. Подсобным же предприятиям дороги «Желсиликат» поставку своей продукции производит по особым соглашениям.

В издании «Вестник Карело-Мурманского края» можно узнать следующую информацию:

Таким образом, Мурманская ж.д. имея Парандовский и Шонгуйский завод, а также построив новые кирпичные заводы в Лижме и Шуерецком, использовав затем Чупинский завод, получает весьма выгодно расположенную сеть кирпичных заводов, которые даже при кустарном производстве могут обеспечить ее в 6-7 миллионов штук кирпича ежегодно.

На конец 1920 годов, у Мурманской ж.д. было 5 кирпичных заводов. Установить, на каких из них выпускались кирпичи с клеймом М.Ж.Д., а на каких с клеймом Желсиликат, на данный момент не представляется возможным. Надеемся, что в дальнейшем появятся в доступе документы, которые помогут разобраться с этим вопросом.

Кирпичи с клеймом Желсиликат. Фото Любомира Бакина

Кирпичи с клеймом Желсиликат. Фото Любомира Бакина

Кирпичи «потеряшки» с номерами Желсиликата. Фото Любомира Бакина

 

Автор Любомир Бакин

 

 

 

 

 

 

 

____________________________________________
Всегда на складе плитка из старинных кирпичей. Звоните!